Международный опыт таможенного контроля после выпуска товаров. Курсовая работа.

Это документ с сайта eduenv.smolreu.ru

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы состоит в том, что переход к единому экономическому пространству требуют от таможенных органов Российской Федерации модернизации системы таможенного администрирования, которая должна содействовать реализации интересов государства в сфере внешней торговли.

В новых подходах к таможенному администрированию, закрепленных в плане мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, отмечена необходимость сокращения сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, которого можно добиться путем смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров.

Поэтому особенно важно принять меры по повышению эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров, которая должна с одной стороны, способствовать упрощению и ускорению совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, а с другой стороны, содействовать обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также минимизировать риски, связанные с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

За последние годы произошли изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронувшие многие существовавшие ранее тенденции и закономерности. В первую очередь это изменение структуры внешнеторгового оборота, перечня стран — основных торговых партнеров России, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.

К основным факторам, обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие: влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций, корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). В этих условиях задача повышения эффективности таможенного контроля, в том числе таможенного контроля после выпуска товаров, уровня собираемости таможенных платежей, становится предельно актуальной.

Однако в настоящее время при организации и проведении таможенных проверок таможенные органы Российской Федерации сталкиваются с целым рядом проблем, снижающих результативность проведенных таможенных проверок. Поэтому целесообразно оценить международный опыт таможенного контроля после выпуска товаров в развитых странах с той целью, чтобы применить положительные моменты на практике отечественной таможенной службы.

Все сказанное определило актуальность и значимость исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы.

Объектом исследования является таможенное регулирование в области таможенного контроля после выпуска товаров.

Предметом исследования является международный опыт таможенного конроля после выпуска товаров.

Целью работы является изучение международного опыта организации таможенного контроля после выпуска товаров.

Цель работы определила и ее задачи:

  • изучить особенности международного регулирования таможенного контроля после выпуска товаров;
  • показать зарубежный опыт проведения процедуры таможенного контроля с использованием метода аудита;
  • проанализировать   практику   применения   и основные                  проблемы

использования зарубежного опыта таможенного контроля после выпуска товаров в России;

  • рассмотреть настоящее и будущее контроля после выпуска товаров. Методы исследования:

а) общенаучные методы, которые свойственны всем естественным и гуманитарным наукам (системный, диалектический, исторический и ретроспективный);

б) специальные методы, которые применяются для научного познания различных правовых явлений (сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический).

Нормативную      основу      исследования                                        составили Конституция Российской Федерации, Договор об Евразийском экономическом союзе, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенный кодекс Таможенного союза и другие нормативные правовые акты. Теоретическую основу исследования составили учебные, научно-практические материалы, а также научные статьи и публикации по теме исследования таких авторов, как Д.К. Варданян, В.Ю. Вобликов, О.В. Гутарина, В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский, А.А. Ялбулганови др. Структура работы отражает ее цель и задачи и представлена введением,

двумя главами, заключением и списком использованных источников.

ГЛАВА 1.СПЕЦИФИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

  1. Особенности   международного                    регулирования                    таможенного контроля после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а так же при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в т. ч. с использованием системы управления рисками (далее — СУР), на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле [7, c. 89].

Организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров возложены на: подразделения ТКПВТ (уполномоченные подразделения), подразделения, наделенные в соответствии с положениями нормативных правовых актов по проведению таможенного контроля (функциональные подразделения).

Таможенный контроль после выпуска товаров в современный период является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Это вызвано в первую очередь переходом на электронную форму декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, и сокращением времени на проведение таможенных операций.

Понятие «таможенный контроль» употребляется в двух значениях. Так, в ТК ТС содержится определение таможенного контроля, под которым

понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС) [1].

В содержание термина «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами» включаются формы, средства и способы проведения таможенного контроля.

В целях установления законности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств и выявления контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил ст. 110 ТК ТС определены следующие «формы таможенного контроля»:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка системы учета товаров и отчетности;
  • таможенная проверка.

В Российской Федерации таможенный контроль после выпуска товаров главным образом реализуется при проведении таможенной проверки.

Таможенная проверка — это форма таможенного контроля, применяемая исключительно после выпуска товаров, целью которой является проверка

соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства — члена ЕАЭС в отношении проверяемых лиц, созданных или зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена ЕАЭС [19, c. 85].

Методологически таможенную проверку можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Первоначально в Руководстве по риск-менеджменту Всемирной таможенной организации (Risk-managementguideWCO2003) был закреплен термин таможенный контроль с использованием методов аудита («audit- basedcontrol») .

Рис. 1. Схема проведения таможенной проверки

Анализируя международный опыт таможенного контроля после выпуска товаров, можно прийти к выводу, что таможенный контроль в зарубежных таможенных службах реализуется в форме таможенного аудита

(таможенного контроля с использованием методов аудита).

Таможенная служба Японии осуществляет таможенный контроль на основе методов аудита тех участников ВЭД (импортеров), которые уплатили таможенные пошлины на сумму 1 млн. иен и более — так называемые

«контролируемые импортеры» («managedimporters»). Общее количество таких участников ВЭД составляет более 40 тысяч компаний [9, c. 65].

В таможенной службе Японии нет подразделений таможенного контроля после выпуска, но есть отделы пост-аудита. Это говорит о том, что контроль после выпуска товаров в Японии основан на оной форме — контроль с использованием методов аудита. В ТС контроль после выпуска товаров может включать все форм таможенного контроля, установленные ТК ТС.

Отделами пост-аудита таможни Японии собирается информация из различных источников о «контролируемых импортерах» для оценки их риска и подготовки к предстоящим аудиторским проверкам.

Источники информации для анализа: данные таможенных деклараций; данные предыдущих проверок; коммерческая информация из различных отчетов; информация о нарушениях участника ВЭД.

В большинстве развитых стран установлены основные направления таможенного контроля после выпуска товаров, основанные на статистике правонарушений и СУР. На первом этапе таможенные органы определяют направление аудита (например, аудит происхождения товаров, тарифной классификации товаров, точности и расчета таможенной стоимости и т.д.). Стоит отметить, что данные направления характерны и для национального законодательства, в частности, при вынесении решений в области таможенного дела, влекущих дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов.

На втором этапе происходит отбор участников ВЭД по выбранным направлениям аудита, осуществляемый таможенными службами с использованием СУР по заранее заданным критериям. Далее выбранному участнику ВЭД приходит уведомление о том, что он был выбран объектом

контроля, а также запрос на предоставление дополнительной информации. При этом в уведомлении предлагаются рекомендации по проведению внутреннего аудита.

В случае если участник ВЭД проводит внутренний аудит, таможенный орган предоставляет достаточные сроки для проведения внутреннего аудита.

Если в ходе внутреннего аудита обнаружены ошибки, участнику ВЭД дается возможность добровольного изменения сведений и исправления ошибок, содержащихся в таможенных декларациях без применения штрафных санкций. Важно отметить, что при проведении внутреннего аудита участник ВЭД вправе запрашивать консультации у таможенного органа, кроме того, некоторые таможенные службы могут предоставить предварительные решения по классификации товаров, таможенной стоимости, происхождения товаров.

Проводя анализ международного опыта организации таможенного контроля после выпуска товаров, можно заметить более эффективное сотрудничество таможенных органов и представителей частного сектора по сравнению с сотрудничеством бизнеса и таможни в РФ.

Участники ВЭД в зарубежных странах сами могут указывать на свои ошибки, поскольку неприменение добровольной возможности для внесения суммы недоимки приводит к наложению дополнительных штрафов, что, в свою очередь, привело к тому, что большая часть контроля после выпуска стала прекращаться на этапе предварительного уведомления. В связи с этим таможенный контроль после выпуска товаров в зарубежных странах стал достигать до 90 % от всего таможенного контроля [17, c. 86].

Таможенный аудит в развитых странах основан на сотрудничестве между таможенными администрациями и участниками ВЭД («government-to- business») и между таможенными органами (подразделениями) («government- to-government»).

Согласно национальному законодательству, ход таможенной проверки подразумевает только процессы «government-to-government», не предоставляя

возможности самому участнику ВЭД провести внутренний аудит и добровольно указать на свои ошибки, избежав при этом штрафных санкций со стороны таможни. По мнению автора, внедрение полной модели информационного сотрудничества между таможенными органами и участниками ВЭД является важным шагом в реализации принципов Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, который позволит увеличить эффективность таможенного контроля после выпуска товаров [18, c. 22].

В начале месяца формируется окончательный список участников ВЭД, которых собираются проверить в следующем месяце и определяется вид аудита (генеральный или упрощенный), время проведения и распределяется участок работы.

1.2            Проведение       процедуры                      таможенного     контроля          с использованием метода аудита

Этапы алгоритма таможенного контроля с использованием методов аудита в зарубежных странах отличаются от современного алгоритма таможенной проверки в ЕАЭС. Кроме того, таможенная проверка не предполагает использование методов, стандартов аудиторской деятельности Таможенные службы мира уже несколько лет не используют термин

«таможенный контроль с использованием методов аудита», широкое распространение получили термины «таможенный аудит», «посттаможенный аудит», «аудит после очистки» («post-clearanceaudit»). Согласно европейской терминологии, таможенный аудит — это деятельность, направленная на предотвращение и выявление нарушений таможенного законодательства с целью определения суммы недоимки или излишне уплаченной суммы.

В России термин «аудит» означает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях

выражения мнения о достоверности такой отчетности и не имеет отношение к государственному контролю: аудиторская деятельность не подменяет контроля      достоверности      бухгалтерской                      (финансовой)        отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления [17, c. 65]. Поскольку в РФ законодательно закреплено, что аудит — это вид предпринимательской деятельности, то под таможенным аудитом в системе

аудита РФ может пониматься только предпринимательская деятельность.

Согласно международной терминологии под «аудитом» также подразумевается предпринимательская деятельность. Возникает вопрос о целесообразности применения термина «аудит» к процессу таможенного контроля. Ведь таможенный контроль — это вид государственного контроля, а не вид предпринимательской деятельности.

Переход от термина «таможенный контроль с использованием методов аудита» к термину «таможенный аудит» был обусловлен развитием взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными службами: таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности (стандарт 6.8 Киотской конвенции).

В 2012 году Всемирная таможенная организация издала первый том

«Руководства по проведению таможенного аудита» (далее — Руководство), основанный на перспективных технологиях таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных службах.

Согласно   Руководству,   должностное   лицо   таможенного    органа

«подразделений аудита» высылает предварительное уведомление о таможенном аудите.

В уведомлении предложены рекомендации по проведению внутреннего аудита, в случае, если участник ВЭД проводит внутренний аудит, таможенный орган предоставляет достаточные сроки для проведения внутреннего аудита. Если в ходе внутреннего аудита обнаружены ошибки,

участнику ВЭД предоставляется возможность добровольного изменения сведений, содержащихся в таможенных декларациях без применения штрафных санкций.

При проведении внутреннего аудита участник ВЭД может запрашивать консультации у таможенного органа. Кроме того, некоторые таможенные службы могут предоставить предварительные решения по классификации товаров, таможенной стоимости, происхождения товаров [19, c. 53].

Таможенные службы стали возлагать на себя часть предпринимательских функций. Это привело к тому, что участники ВЭД сами стали указывать на свои ошибки, поскольку не использование добровольной возможности для внесения суммы недоимки приводит к наложению дополнительных штрафов, в свою очередь, это привело к тому, что большая часть контроля после выпуска стала прекращаться на этапе предварительного уведомления.

В связи с этим таможенный контроль после выпуска товаров в зарубежных странах стал достигать до 90 % от всего таможенного контроля.

Например, контроль после выпуска в Южной Корее стал оставлять 88% от всего объема контролируемых товаров. По мнению конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД таможенный аудит имеет наибольшую эффективность, чем остальные формы таможенного контроля, и должен составлять 80-90% от всего объема таможенного контроля.

Таким образом, таможенный аудит в развитых странах основан на сотрудничестве между таможенными администрациями и участниками ВЭД (govemment-to-business) и взаимодействии между таможенными органами (подразделениями) (govemment-to-govemment) [21, c. 90].

Иными словами наблюдается полная модель информационного сотрудничества. Согласно ТК ТС и национальному законодательству, ход таможенной проверки подразумевает только процессы «govemment-to- govemment», не предусмотрена возможность участнику ВЭД с момента получения уведомления (15 дней) провести в достаточные сроки внутренний

аудит и избежать санкций со стороны таможенных органов путем добровольного указания на совершенные ошибки.

Рис. 2. Схема таможенного аудита Всемирной таможенной

организации

Всемирная таможенная организация отмечает, что на каждом из этапов алгоритма таможенного аудита может иметь место информационное взаимодействие подразделений таможенных органов, а также осуществление предварительного уведомления на этапе планирования аудита [11, c. 98].

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что таможенная проверка не предполагает использование процессов взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД согласно стандарту 6.8 Киотской конвенции.

Таможенный аудит зарубежных стран, по мнению автора, перспективная форма таможенного контроля, поскольку объединяет все ключевые принципы и стандарты Киотской конвенции и Рамочных стандартов облегчения и безопасности мировой торговли (СУР, информационные технологии, предварительное уведомление, ведомственное

и вневедомственное взаимодействие) [8, c. 99] .

Таким образом, анализ данного исследования показал, что таможенный контроль после выпуска товаров в зарубежных таможенных службах проводится в форме таможенного аудита.

Главные отличия таможенного аудита от таможенной проверки в РФ — это осуществление категорирования участников ВЭД с использованием перспективной СУР, применение предварительного уведомления для целей самостоятельного указания на ошибки участниками ВЭД, а также использование методов, правил (стандартов) аудита.

Внедрение данных принципов в таможенный контроль после выпуска в зарубежных странах привело к повышению безопасности, снижению показателей недоимки платежей, невыгодности для участников ВЭД скрывать сумму недоимки, упрощению таможенных процедур, сокращению таможенного контроля при декларировании.

Одним из стратегических направлений в таможенной службе РФ является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров. В частности стоит задача «создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности», поэтому, по мнению автора, для повышения уровня таможенного контроля после выпуска товаров в РФ целесообразно использовать международные принципы проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РОССИИ

2.1       Проблемы    применения    зарубежного                   опыта            таможенного контроля после выпуска товаров в России

Федеральная таможенная служба России постоянно совершенствуется, внедряя различные технологии в практику таможенного администрирования. Не исключением стала и технология пост-таможенного контроля. Но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда»: пост-контроль сегодня стал неудобен и неэффективен не только для участников ВЭД, но и для самих таможенников, несмотря на ежегодные отчеты о совершенствовании и рекордные показатели [15, c. 98].

Ещё в 2010 году Россия присоединилась к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, и взяла курс на реализацию принципов, провозглашенных документом. Одним из ключевых положений стал следующий пункт: таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Из-за возросших товаропотоков невозможно полноценно осуществлять досмотр всех грузов, находить недостоверные данные в документах и, тем более, выявлять «серые схемы» — таможенник на границе физически не может ориентироваться во всех цепях поставок.

Чтобы работа таможни была максимально эффективной во всём круговороте внешнеторговых отношений, Всемирная таможенная организация создала модель, в которой внимание ведомства сфокусировано на двух направлениях: деятельности компании до того, как товар пересек границу, и после выпуска товаров.

В первом случае таможенные органы анализируют финансовую, бухгалтерскую и иную информацию об участниках ВЭД, которую затем используют в рамках СУР. При этом компании сами заинтересованы в предоставлении таких данных, ведь, если нарушений нет, они могут получить статус уполномоченного экономического оператора и пользоваться различными льготами при проведении таможенного контроля.

Контроль компании после выпуска товаров называется пост- таможенным аудитом. В ходе него изучаются коммерческие бизнес-системы, договоры купли-продажи, финансовые и нефинансовые отчеты, а также запасы товаров на складах [23, c. 76].

Основная цель этих мероприятий — убедиться в том, что все требования законодательства при поставке были соблюдены, а платежи уплачены в полном объёме. Кроме того, он помогает легко оценить уровни риска и эффективнее распределить ресурсы таможенных органов. Для участников ВЭД он может стать платформой для дальнейшего получения статуса УЭО.

По рекомендациям ВТамО (Всемирная Таможенная организация) за пост-таможенный аудит отвечает специализированная организация при таможенном органе, которая осуществляет свои действия на основе стандартов МСФО. В ряде государств — в частности США, Канаде, странах ЕС, Японии и даже Казахстане, рекомендации аудиторов носят добровольный характер, и участник ВЭД решает самостоятельно, в какой мере стоит к ним прислушиваться.

Действующая в России система контроля после выпуска товаров в корне отличается от зарубежного пост-таможенного аудита, то есть это вообще разные вещи, хотя СМИ и сами таможенники часто заменяют одно другим. В России это, прежде всего, форма таможенного контроля, которую осуществляют самостоятельно сотрудники таможенных органов.

В настоящее время структура Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) включает в себя следующие уполномоченные подразделения: — в Центральном Аппарате ФТС России — Главное управление ТКПВТ;

Похожая статья: Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров — в региональных таможенных управлениях (далее — РТУ) — службы ТКПВТ; — в таможнях — отделы ТКПВТ.

В компетенцию уполномоченных подразделений входят организация и проведение ТКПВТ по всем направлениям противодействия использования схем и способов уклонения от уплаты таможенных платежей, налогов и иных платежей, возложенных на таможенные органы и (или) несоблюдение запретов и ограничений, в том числе: недостоверное заявление базы исчисления таможенных платежей, занижение суммы таможенных платежей, заявление недостоверных сведений о стране происхождения, предоставление недействительных документов и др. [15, c.97].

Основная его цель — выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретной компании, и здесь мало общего с понятием

«аудит». Именно по этой причине существующий у нас контроль после выпуска — это ещё одна возможность для сбора платежей, несмотря на то, что, следуя зарубежному опыту, его обозначили одним из самых приоритетных направлений во всех стратегических таможенных документах.

ФТС не может реализовать тот пост-контроль, о котором говорят зарубежные стандарты ни методологически, ни законодательно, ни технически — для этого нужно не только перевернуть сверху донизу всю таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок. Однако едва ли это возможно в нынешней системе с её бюрократией и коррупцией.

Вот и приходится таможенникам заявлять в Дорожной карте и различных стратегиях и концепциях курс на перенос контроля на этап после выпуска товаров и на словах заменять его пост-таможенным аудитом, а на

деле консервировать старую таможенную проверку, в которой ничего не меняется.

Подмена понятий — далеко не единственная проблема существующей системы. В 2016 году Счетная палата провела контрольное мероприятие

«Проверка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2014-2015 годов и истекшем периоде 2016 года». Ведомство выявило массу слабых мест, и несоответствий международным стандартам, а также в целом признало, что эффективности работы нет совершенно никакой [25, c. 121].

Стоит начать с того, что система управления рисками и пост-контроль в России почти не связаны друг с другом, хотя этого требует и международная практика, и даже Таможенный кодекс.

ВТамО провозгласила сквозной идеей пост-таможенного аудита контроль безопасности цепей поставок, поэтому огромная роль в процессе отводится системе управления рисками — на основе неё определяются фирмы, подлежащие проверке, а полученная информация в дальнейшем учитывается при разработке новых профилей риска.

Более того, за рубежом с помощью информационных систем выявляется, с какими компаниями взаимодействует фирма, и таким образом обнаруживают «серые схемы», каналы утечки денег за рубеж и прочую нелегальную деятельность.

Счетная палата, в свою очередь, выявила, что у нас применение СУР при выборе объектов и форм таможенного контроля после выпуска товаров вообще не осуществляется. Этому мешает практически полное отсутствие современных программных средств. Сегодня анализируемая информация используется только для доначисления платежей.

За последние три года отделы контроля после выпуска товаров при выборе подпадающих под их пристальное внимание фирм сместили акцент на правоохранительную составляющую.

К 2015 году 12,1% компаний проверялось по информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, при этом доля контроля на основе собственной аналитики снизилась на 40,8%. В результате на практике используется лишь информация об отдельных правонарушениях, совершенных ранее, а никакой комплексной аналитики, которая бы помогла выявлять нелегальные схемы, нет и в помине [24, c.121].

Не обнаружила Счетная палата и программного средства, которое могло бы хоть как-то выбирать участников ВЭД для проверки, и автоматически анализировать их деятельность. Частично данную задачу решает КПС «Постконтроль», на который, к слову, с 2013 года было потрачено свыше 35 млн. рублей.

Однако он представляет собой только базу данных по ранее проведенным проверочным мероприятиям и не позволяет проводить какой- то анализ – не учитываются ни данные об изменении объемов торговли, ни номенклатуры товаров, а треть граф и вовсе не заполняется.

В конечном итоге образуется не только информационный вакуум, но и почва для коррупции, а о принципах Всемирной таможенной организации не идет и речи.

Вместе с тем, не справляется таможенная проверка и со своей прямой задачей — пополнением бюджета — доля фактически взысканных платежей по результатам проверок стремительно падает. Так, за 2014 и 2015 год, процент взыскания платежей составил 40% и 43% соответственно.

При этом ежегодное количество проведенных таможенных проверок остается примерно на одном уровне — в 2014 году провели 4,2 тысячи, а в 2015 году – 4,7 тысячи. Иными словами, происходит следующее: при тех же имеющихся ресурсах, таможенники всеми доступными способами начисляют платежи, но не всегда правомерно – все чаще участникам ВЭД приходится отстаивать свои права в суде.

Рис. 3. Результаты контроля после выпуска товаров в 2011- 2015 годах

В 2014 году количество судебных исков к таможенным органам возросло в 3,2 раза. При этом, если в 2013 году в пользу таможни было удовлетворено 49% исков, то в 2014 году уже 39%. Существует и другая проблема – Федеральная служба судебных приставов слишком долго исполняет вынесенные судом постановления. Нередко за это время фирма успевает объявить себя банкротом и закрыться, деньги при этом взыскать уже не удаётся [23, c. 86].

Несмотря на то, что объем взысканий невелик, таможня всячески пытается доказать обратное. На официальном сайте ФТС было отмечено, что в 2016 году было проведено 4782 таможенные проверки, и 83,1% были результативные. Однако Счетная палата выявила, что ведомство показатели завышает.

Дело в том, что в общее количество проведенных проверок включаются профилактические проверки, которые по определению являются результативными, и денежные средства по ним никогда не взыскиваются.

Их доля при этом растет: в 2014 году она составляла 16,7%, в 2015 году уже 22,4%, в первом квартале 2016 года увеличилась до 31,3%.

Неэффективны проверки и по другой причине: исходя из рекомендаций ВТамО, таможенный пост-аудит должен осуществляться преимущественно на территориях субъекта торговли, при этом документальный контроль применяется дополнительно [18, c. 99].

Однако у наших таможенников на это нет ни сил, ни средств, а иногда и полномочий, поэтому камеральные проверки у нас в приоритете – на них приходится 57,9% от общего числа проверок и 78% всех начисленных таможенных платежей. Насколько качественно могут проводиться такие проверки – большой вопрос.

2.2  Настоящее и будущее контроля после выпуска товаров

Сегодня руководство на всех уровнях заявляет о том, что активно смещает акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров, ориентируясь при этом на международные стандарты.

К примеру, в Стратегии развития таможенных органов до 2020 года посвятили этому целый раздел, однако дальше фраз о совершенствовании нормативной базы, технологий и межведомственного взаимодействия законодатели не продвинулись. При этом каких-либо шагов от существующих таможенных проверок к зарубежной практике пост-аудита не предлагалось.

О      «переносе      акцентов»      заявили      и      в         Дорожной      карте«Совершенствование таможенного администрирования». Пункт программы так и назвали «Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров». В качестве ключевого показателя предполагалось обеспечить в течение 4 часов выпуск товаров участников ВЭД, деятельность которых характеризовалась низкой степенью риска, а также сам товар не попадал под действие СУР [11, c. 165].

На практике пункт так и не реализован, как и большая часть всей Дорожной карты – не выполнены в полном объеме и смежные пункты по межведомственному взаимодействию и категорированию участников ВЭД.

Ещё одна мера для галочки, так и оставшаяся просто буквами на бумаге

— «Концепция таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года», которая была принята ещё в 2013 году. Хоть ГУТКПВТ ФТС и отчитались о новых алгоритмах и методиках обработки информации, а также о проведении встреч по межведомственному взаимодействию, а о введении каких либо инноваций в практику не упоминается.

Новый план мероприятий по реализации Концепции на 2016 год также не вносит никаких кардинальных изменений. Помимо общих фраз о совершенствовании законодательной базы, оптимизации штатной структуры и повышения кадрового потенциала, предполагается проводить в течение года различные взаимные проверки между подразделениями. Международное взаимодействие по-прежнему будет ограничено только обменом информацией об уже выявленных нарушениях между странами ЕАЭС.

В документе указаны и более важные направления с точки зрения международного опыта, однако практических изменений они не предполагают.

Так, например, концепция предусматривает создание методологической базы на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, но все задачи ограничиваются только сбором и анализом информации. Заявленная автоматизация подразумевает только

модернизацию КПС «Постконтроль», другие же программные средства вводить не планируется, при этом внедрения СУР в механизмы работы тоже не предполагается.

Не увидим в 2017 году и других практических изменений, которые бы приблизили хоть на шаг нас к зарубежной практике пост-таможенного аудита, но как уже давно повелось, таможня по-прежнему будет отчитываться о достигнутых успехах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы являлся международный опыт организации таможенного контроля после выпуска товаров и практика его применения в России. Цель работы достигнута, в заключение работы подведем итоги.

Таможенный контроль после выпуска товаров — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а так же при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в т. ч. с использованием системы управления рисками (далее — СУР), на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

В преобладающем большинстве развитых стран установлены ключевые направления таможенного контроля после выпуска товаров , основанные на статистике правонарушений и системы управления рисками. На первом этапе таможенные органы определяют направление аудита (например, аудит происхождения товаров, тарифной классификации товаров, точности и расчета таможенной стоимости и т.д.).

Стоит отметить, что данные направления характерны и для национального законодательства, в частности, при вынесении решений в области таможенного дела, влекущих дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов.

На втором этапе происходит отбор участников ВЭД по выбранным направлениям аудита, осуществляемый таможенными службами с использованием СУР по заранее заданным критериям. Далее выбранному участнику ВЭД приходит уведомление о том, что он был выбран объектом

контроля, а также запрос на предоставление дополнительной информации. При этом в уведомлении предлагаются рекомендации по проведению внутреннего аудита.

Проводя анализ международного опыта организации таможенного контроля после выпуска товаров, можно заметить более эффективное сотрудничество таможенных органов и представителей частного сектора по сравнению с сотрудничеством бизнеса и таможни в РФ.

Участники ВЭД в зарубежных странах сами могут указывать на свои ошибки, поскольку непримненение добровольной возможности для внесения суммы недоимки приводит к наложению дополнительных штрафов, что, в свою очередь, привело к тому, что большая часть контроля после выпуска стала прекращаться на этапе предварительного уведомления.

Федеральная таможенная служба России не раз предпринимала попытки идти в ногу со временем, внедряя различные технологии в практику таможенного администрирования. Не исключением стала и технология пост- таможенного контроля. Но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда»: пост-контроль сегодня стал неудобен и неэффективен не только для участников ВЭД, но и для самих таможенников, несмотря на ежегодные отчеты о совершенствовании и рекордные показатели.

Ещё в 2010 году Россия присоединилась к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, и взяла курс на реализацию принципов, провозглашенных документом. Одним из ключевых положений стал следующий пункт: таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Из-за возросших товаропотоков невозможно полноценно осуществлять досмотр всех грузов, находить недостоверные данные в документах и, тем более, выявлять «серые схемы» — таможенник на границе физически не может ориентироваться во всех цепях поставок.

Чтобы работа таможни была максимально эффективной во всём круговороте внешнеторговых отношений, Всемирная таможенная организация создала модель, в которой внимание ведомства сфокусировано на двух направлениях: деятельности компании до того, как товар пересек границу, и после выпуска товаров.

По рекомендациям ВТамО (Всемирная Таможенная организация) за пост-таможенный аудит отвечает специализированная организация при таможенном органе, которая осуществляет свои действия на основе стандартов МСФО. В ряде государств – в частности США, Канаде, странах ЕС, Японии и даже Казахстане, рекомендации аудиторов носят добровольный характер, и участник ВЭД решает самостоятельно, в какой мере стоит к ним прислушиваться.

Действующая в России система контроля после выпуска товаров в корне отличается от зарубежного пост-таможенного аудита, то есть это вообще разные вещи, хотя СМИ и сами таможенники часто заменяют одно другим. ФТС не может реализовать тот пост-контроль, о котором говорят зарубежные стандарты ни методологически, ни законодательно, ни технически – для этого нужно не только перевернуть сверху донизу всю таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок. Вот и приходится таможенникам заявлять в Дорожной карте и различных стратегиях и концепциях курс на перенос контроля на этап после выпуска товаров и на словах заменять его пост-таможенным аудитом, а на деле консервировать старую таможенную проверку, в которой ничего не меняется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Таможенный̆ кодекс Таможенного Союза [принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г.: по состоянию на 08.05.2015 г.].
  2. Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.; по состоянию на 13.07.2015 г.].
  3. Федеральный закон №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [принят Гос. Думой 27 ноября 2010 г.; по состоянию на 28.12.2016 г.].
  4. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие / С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина. – СПб.: Троицкий мост, 2014. – 224 с.
  5. Басарева К.В., Коварда В.В., Минакова И.В., Цуканова Н.Е. Таможенный контроль после выпуска товаров; учебное пособие / К. В. Басарева, В. В. Коварда, И. В. Минакова, Н. Е. Цуканова. – СПб: ИЦ

«Интермедия», 2014. – 124 с.

  • Бякин Г.И. Таможенные операции: учебное пособие / Г.И. Бякин. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. – 267 с.
  • Дроздова С. А. Таможенное право : учебное пособие / С. А. Дроздова // СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015.— 276 с.
  • Кикотя В. Я. Административное право: учебник для вузов // под ред. В.Я. Кикотя. – М. ИНФРА-М, 2013. — 345 с.
  • Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие / А.А. Костин. – СПб.: ИЦ

«Интермедия», 2014. – 341 с.

  1. Костин А.А., Чуб В.А. Таможенные операции, таможенный контроль и таможенные платежи в неторговом обороте. Учебное пособие — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. — 244 с.
  2. Кулешов А.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие / А.В. Кулешов, В.А. Черных, О.В. Шишкина. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. – 418 с.
  3. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 408 с.
  4. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. Учебник. — М.: ЮРАЙТ, 2014. — 408 с.
  5. Минаков И.В., Тихомиров М.Е., Коварда В.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств; учебное пособие / И. В. Минаков, М.Е. Тихомиров, В. В. Коварда. – СПб: ИЦ «Интермедия», 2014.

– 139 с.

  1. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенные операции в вопросах и ответах / учебное пособие // В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – СПб.: ИЦ

«Интермедия», 2015. – 316 с.

  1. Сафоненков П.Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П.Н. Сафоненков, А.В. Зубач, О.А. Сафоненкова. – Издательство Юрайт, 2014. – 356 с.
  2. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 368 с.
  3. Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: Учебное пособие / С.В. Сенотрусова. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 144 с.
  4. Тихомиров М.Е., Басарева К.В., Коварда В.В., Цуканова Н.Е. Технологии таможенного контроля. Учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. — 176 с.
  5. Тунтаев Р.И., Трубицын К.В., Чекушкин Е.В. Таможенный контроль после выпуска товаров. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. – 128 с.
  • Материалы с официального сайта ФТС России / Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения 20.04.2017 г.).
  • Материалы с официального сайта Смоленской таможни / Режим доступа: http://customs.admin-smolensk.ru/ (дата обращения 20.04.2017 г.).
  • Материалы с официального сайта Центрального таможенного управления ФТС России / Режим доступа: http://ctu.customs.ru/ (дата обращения 20.04.2017 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *