Кому, зачем КПС «Таможенный аудит»? Шаг 1: Выбор целевой аудитории

КПС «Таможенный аудит» (далее – КПС) дает возможность проведения автоматизированной комплексной проверки не только соответствия ведения ВЭД нормам законодательств РФ и ЕАЭС, но и подтверждения добросовестных форм её осуществления , а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами.

КПС состоит из двух частей:

1. Customs compliance;

2. Таможенный аудит.

Первая часть размещена на облачном сервере, вторая может быть размещена как на сервере, так и установлена на конкретном рабочем месте. В зависимости от согласованных процедур проверки, обе части могут использоваться как самостоятельно, так и последовательно.

Стоимость:

1. Демонстрационная версия – бесплатно.

— включает в себя неполный перечень рисков в матрице процедур, построенной по результатам тестирования.

— возможность проверки на соответствие 5 (пяти) таможенных деклараций и счетов фактур.

2. Рабочая версия — 1 рабочее место сроком на один год с сопровождением пока 25 (двадцать пять) тысяч рублей:

— сustoms compliance –10 (десять) тысяч рублей;

— таможенный аудит – 15 (пятнадцать) тысяч рублей.

3. КПС, адаптированная и доработанная под требования конкретного заказчика – по согласованию.

Целевая аудиторияЦели использованияРезультаты использования
1234
1.ФТС России1. Проведение таможенного контроля после выпуска товаров на основе стандартов аудита;
2. Автоматизация проведения таможенных проверок; 3. Возможность контроля действий должностных лиц при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
4. Проведение дистанционного таможенного контроля, исключающего контакт инспектора и проверяемого лица.
1. Реализация Стратегии «Таможня 2030»;
2. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров и повышение его эффективности;
3. Создание Big Data деятельности участников ВЭД, переход на интеллектуальную систему управления рисками;
4. Снижение уровня коррупции;
5. Защита жизни и здоровья людей в период пандемии; 6. Категорирование участников ВЭД.
2.ФНС России1. Создание единой автоматизированной системы прослеживаемости товаров, включающей контроль и анализ не только связей между её элементами (плательщиками НДС), но и финансово – хозяйственную деятельность самих элементов.1. Автоматизация системы прослеживаемости ввозимых товаров, в её самой сложной части сравнения сведений заявленных в таможенной декларации с данными бухгалтерского учета;
2. Возможность перехода от контроля товаров к контролю налогов;
3. Повышения эффективности контроля уплаты НДС с момента ввоза до момента реализации товара.
3.Таможенные службы ЕАЭС, Узбекистана, Молдовы, Украины.См. пп. 1,2
4.Таможенные представители (их объединения)1. Автоматизация и стандартизация услуги «таможенный аудит участников ВЭД», снижение её себестоимости;
2. Проверка законопослушности и платежеспособности клиентов;
3. Категорирование таможенных представителей и участников ВЭД
1. Получение дополнительной прибыли; 2. Конкурентные преимущества при оказании услуг таможенного представителя;
3. Профилактика наступления солидарной ответственности
5.Законопослушные участники ВЭД1. Минимизация последствий таможенного контроля после выпуска товаров и налогового контроля (в течении 3 лет после выпуска товаров в свободное обращение;
2. Подтверждение добросовестных форм осуществления своей внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами;
3. Профилактика и предупреждение нарушений при ввозе и декларировании товаров.
1. Внедрение риск – менеджмента;
2. Выявление и устранение таможенных административных и уголовных правонарушений, таких как:
— статьи 16.2. 16.3, 16.7 КоАП РФ; — ст. 16.21 КоАП РФ (влечет наложение штрафа до двукратного размера стоимости товаров с их возможной конфискацией);
— преступления в сфере экономической деятельности;
3. Минимизация рисков выявления нарушений в АИС «Налог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур;
4. Возможность эффективного применения различных методов определения таможенной стоимости;
5. Выявление и возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
6.Юридические консультанты1. Автоматизация и стандартизация услуги «таможенный аудит участников ВЭД», снижение её себестоимости;
2. Получение дополнительных аргументов и доказательств для ведомственного обжалования и защиты интересов клиентов в суде.
1. Получение дополнительной прибыли.
7.Аудиторские организации1. Расширение перечня сопутствующих аудиту услуг, требующих специальных знаний и компетенций.1. Получение дополнительной прибыли.

В целях реализации Стратегии «Таможня 2030» Ассоциацией разработаны изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Вставить главу 67, изменив последующую нумерацию глав

Глава 67. Таможенный аудитор

Статья 390. Реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов

1. Реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

2. Порядок включения саморегулируемых организаций таможенных аудиторов в реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов и исключения их из такого реестра, порядок выдачи, приостановления и возобновления действия свидетельства о включении в реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов, а также порядок ведения реестра саморегулируемых организаций таможенных аудиторов, формы документов, оформляемых при ведении данного реестра, порядок и сроки совершения действий, принятия решений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

3. Форматы и структура документов, оформляемых при ведении реестра саморегулируемых организаций таможенных аудиторов, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Статья 391. Таможенный аудитор

Таможенным аудитором являются аудиторы и аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и являющиеся членами саморегулируемой организации таможенных аудиторов, включенной в реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов.

Статья 392. Саморегулируемая организация таможенных аудиторов

1. Саморегулируемой организацией таможенных аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности в области таможенного дела.

2. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации таможенных аудиторов с даты внесения сведений о ней в реестр саморегулируемых организаций таможенных аудиторов и утрачивает статус саморегулируемой организации таможенных аудиторов с даты исключения сведений о ней из указанного реестра.

Статья 393. Деятельность таможенного аудитора

1. Таможенный аудитор проводит инициативную проверку (таможенный аудит) соответствия внешнеторговой и финансово – хозяйственной деятельности лиц требованиям законодательства Российской Федерации по процедурам, согласованным с инициатором проверки и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

2. Таможенный аудит проводится в соответствии со стандартами таможенного аудита, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

3. По результатам таможенного аудита таможенным аудитором составляется отчет в соответствии законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и/или делается заключение по отчету о таможенном аудите по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

4. Отношения таможенного аудитора с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на основе договора, в котором одним из пользователей отчета по таможенному аудиту в обязательном порядке указывается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться квалификационные требования к таможенным аудиторам и условия выдачи документа, подтверждающего их соответствие таким квалификационным требованиям.

Статья 394. Взаимодействие таможенных органов и саморегулируемых организаций таможенных аудиторов

Таможенные органы взаимодействуют с саморегулируемыми организациями таможенных аудиторов в целях повышения эффективности таможенного контроля в соответствии с пунктом 2 статьи 363 Кодекса Союза. Формы и порядок такого взаимодействия, а также использование его результатов  таможенными органами, в том числе в системе управления рисками, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

А тот ли мед несут таможенные пчелы?

Артем Иванов, независимый эксперт, анализирует последние тренды политики ФТС России в сфере таможенного контроля после выпуска товаров в журнале «Таможенное регулирование. Таможенный контроль» №12/2018

«Держать пальцы в меде и не облизать их противоречит внутреннему устройству человека» (из интервью Руководителя ФТС России В.И. Булавина: «Уже перестали бегать за санкционкой по брянским лесам» газете «Ведомости» от 23.10. 2017

В беседе с Президентом России В.В. Путиным, состоявшейся 25 октября 2018 года, Руководитель ФТС России Владимир Иванович Булавин рассказал об активной работе по ускорению и упрощению таможенных процедур, а также о планируемом автоматическом выпуске 80% деклараций безрисковых поставок, при этом главной системной мерой по борьбе с коррупцией является реформа таможенного администрирования и создание Центров электронного декларирования (всего 16 ЦЭД): «Мы разорвем личный контакт участника ВЭД и выпускающего инспектора – и снизим коррупционные риски».
Все это, как и многие другие шаги навстречу бизнесу позволили нашей стране вплотную приблизиться к поставленной Президентом в майских Указах 2012 год задаче занять 20 место в рейтинге Doing Business, а также полностью соответствует положениям Киотской конвенции от 18 мая 1973 года (далее – Конвенция), к которой Россия присоединилась в 2010 году. В соответствии с пунктом 7. Резюме Конвенции таможенная администрация должна способствовать широкому использованию информационной технологии и электронной торговли, в частности, при процедуре таможенного оформления. Это является решающим моментом для эффективного и производительного таможенного контроля, а также содействия торговле. Нельзя не отметить, что Российская таможня уверенно идет в правильном направлении и «в ногу со временем», вопросов нет!
Читаем далее. Согласно пункту 1. Резюме Конвенции – таможенная администрация должна переходить от исключительного таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите, например, от внедрения более упрощенных процедур до предоставления разрешения участнику торговли на проведение самостоятельного начисления таможенных платежей. Это даст возможность таможенному органу управлять увеличивающимся объемом международной торговли, возрастающей необходимостью сокращения ресурсов и необходимостью более интенсивном содействии развитию торговли. Казалось бы, и в этом, особенно сложном высокоинтеллектуальном направлении, таможенной службой России сделаны необходимые шаги. Так, приказом ФТС России от 21 октября 2014 № 2275 создана рабочая группа по вопросам повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов (стандартов) аудита, в которую вошли представители таможенной службы, бизнеса и аудиторы «большой четверки». На своем сайте ФТС России анонсировала в конце 2017 года проведение второго этапа эксперимента по использованию аудиторских заключений для целей таможенного контроля. Но, к сожалению, по каким-то неведомым обстоятельствам, логика процесса нарушилась и вектор развития таможенного контроля после выпуска товаров поменял свое направление на противоположное!
Второго этапа эксперимента так и не случилось, заседания рабочей группы не проводились уже более 1,5 лет! Вместо этого, особое внимание было направлено на развитие, так называемых, мобильных групп, призванных «бегать за санкционкой по брянским лесам» и брать на «гоп – стоп» рынки и предприятия розничной торговли. Дело дошло до проекта изменения типовой структуры службы таможенного контроля после выпуска товаров и создания в ней отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров, в функции которого входит также координация деятельности мобильных групп!
Понятно, что точечный, выборочный контроль на границе необходим (логичнее силами правоохранительного блока), но подмена аудита «проверками на дорогах», в ближайшее время сведет на нет все успехи в области электронного декларирования, ускорения и упрощения таможенных процедур, которыми так гордятся, и о которых так любят говорить руководители ФТС России в своих выступлениях и интервью. О какой электронной таможне вообще может идти речь в данной ситуации?! Ясно, что функционирование мобильных групп построено на непосредственном общении инспектора (проверяющего) и перевозчика или продавца (проверяемого), что в корне противоречит политике снижения коррупционных рисков! (Нет ничего удивительного, что результативность таких проверок достигла в 2017 в весовых характеристиках аж 1%!)
Наверное, руководству ФТС России стоит еще раз хорошенько все обдумать, взвесить риски и не «засовывать руки таможенников по локоть в бочку с медом». Кроме того, оплатившие заранее проезд контрабандисты, скорее всего не будут иметь особых проблем, и все бремя контрольных мероприятий опять ляжет на плечи добросовестных участников ВЭД.
P.S. По слухам, за места в отделы по контролю за ввозом и оборотом товаров, существующие пока только на бумаге, в таможнях уже развернулась настоящая борьба.

Арест Муму или старая барыня на службе в ФТС

Ольга Серебрякова

«Вот… вот… опять» — пролепетала барыня и снова подкатила глаза под лоб»

И.С. Тургенев

Пьеса в трех действиях от третьего лица.

Действующие лица:

  1. Герасимма Андреевна– жительница ДНР, переезжает на ПМЖ в Россию;
  2. Муму — мальтийская болонка, 16 лет, ввиду зрелого возраста требует уважения и особого содержания.

Время действия: Россия 2016-17 год.

Любите ли вы собак? Любите ли вы собак так, как любят они вас: самоотверженно, самозабвенно, преданно…  Скорее всего – да. Чувство наше взаимно, проверено веками совместного сосуществования.  Сколько литературных произведений о четвероногих друзьях  написано…  Сколько фильмов снято… Кто не лил слез над историями Белого Бима, Мухтара и прочих, не говоря уже о Каштанке и безвинно убиенной Муму?!

В реалиях же сегодняшнего дня (да, да, я про самоизоляцию – нынче эту тему не обойти) собака – это не просто друг человека, это – друг, которого можно выгуливать, сколько хочешь раз в день, наслаждаясь значительно посвежевшим воздухом, на законных основаниях. Некоторые, особо предприимчивые граждане даже задумываются о небольшом бизнесе, связанном с арендой четвероногих друзей. А что?! Собачку не только выгуливать надо, ее и кормить необходимо, а цены сейчас…  сами знаете!

Итак, собака – источник вдохновения, предмет обожания, друг, боевой товарищ, член семьи, источник дохода, законный повод выйти на улицу…  А в нашей истории, случившейся пару лет назад, четвероногий друг стал…предметом административного правонарушения.

А было это так…

Жила-была в Донецкой области Герасимма Андреевна. Не дал ей Господь ни мужа, ни детей – так уж случилось. Единственным близким ей существом была маленькая мальтийская болонка Муму. Вполне понятно, что Герасимма Андреевна души в Муму не чаяла, холила ее и лелеяла, как могла. Так и жили – не очень-то и тужили много-много лет, уж и состариться вместе успели.

Но наступили страшные времена — началась в тех местах война.  Война, со всеми сопутствующими войне ужасами: бомбежки городов, пожары, гибель людей.

Герасимма Андреевна — дама разумная и характера неробкого, принимает решение переехать из Донецкой Народной Республики на родину предков, в Россию. Захватив самое необходимое и ценное (Муму, в первую очередь), наша героиня выезжает на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Вполне понятно, мысль о том, что документы для пересечения границы нужны не только ей, но и Муму, женщине в голову не приходит. Обстоятельства не те. Жизнь спасти бы. Да и где искать в горящем городе ветеринара, чтоб документы оформить?

Российские таможенники — не звери. Сами собак любят. И бабушки у всех есть. Поэтому отнеслись к ситуации с пониманием. Получив  небольшую компенсацию за риски, таможенники собачку просто не заметили! И вот уже наши подруги поспешили в новую жизнь, к новому месту проживания.

Обосновавшись на новом месте, в живописной деревеньке на краю Московской области, наладив немудреное житье – бытье,  Герасимма Андреевна старалась забыть страшные события последнего времени.

Однако прошлое не отпускало. Кроме того, жгла обида и чувство несправедливости, которыми сопровождалась встреча с исторической родиной.

И вот новоявленная гражданка решилась искать справедливости. А где найдешь справедливость, у кого, скажите?!. Правильно, вот именно Ему, Президенту РФ, и написала письмо Герасимма Андреевна, подробно изложив свою историю  и возмущение по поводу факта вымогательства.

Как водится, жалоба поступила в таможню, в регионе деятельности которой женщина пересекла границу. Уж не знаю, как таможня наказала жалостливых коррупционеров, однако знаю, что таможня возбудила по факту незаконного перемещения собачки Муму дело об АП и, согласно установленному порядку, направила в Москву поручение об опросе гражданки Герасиммы.

Московское начальство, конечно, всю абсурдность происходящего оценило (а, может, оно, тоже не зверь и собак любит), однако, опять же в строгом соответствии с инструкцией, направило уполномоченные должностные лица в живописную деревеньку на краю Московской области для поиска и опроса обвиняемой Герасиммы Андреевны.

Герасимма Андреевна за собой никакой вины не чувствовала, Муму – тем более, поэтому подруги спокойно и доброжелательно встретили инспекторов таможни, пришедших к ним с недобрыми намерениями (хотя, как их винить – подневольные ж люди), напоили чаем с вареньем. Кстати, один из них мне по секрету потом рассказывал, что в глубине души они надеялись не застать хозяйку дома.

Как назло, поиски увенчались успехом, и хозяйка дала показания на свою любимицу болонку, 16 лет, отметив, что та ввиду преклонного возраста нуждается в особом уходе.

Делать нечего: дело на контроле (ох, простите мне этот каламбур – не смог удержаться), и протокол опроса направили в таможню, возбудившей дело, лицу, ведущему расследование. Все посмеялись и успокоились, но, как оказалось, ненадолго.

Не врет народная мудрость: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним!», — ох, не врет!

Буквально через неделю из пограничной таможни пришло поручение… на арест собаки!!! Тут в Москве стало не до смеха: дикость, но все по закону (и даже не злоупотребление правом). Собрали совещание с участием представителей кинологов. На повестке дня стояли вопросы, на которые не смог ответить никто:

  • Кому передавать на ответственное хранение животное после ареста?
  • Чем и за чей счет его кормить и лечить?
  • Кто будет отвечать, если собака сбежит или умрет?
  • Возможно ли хранение животного у владелицы, принимая во внимание имеющуюся вероятность, что  женщина, доведенная до отчаяния законными действиями должностных лиц таможенных органов,  просто отравит собаку?

(Что-то мне напоминает последний пункт, а вам? Читала я нечто подобное. В детстве. Много плакала. )

Несколько часов офицеры таможенной службы (от майоров до полковников) обсуждали судьбу Герасиммы Андреевны и Муму. Борьба с контрабандой наркотиков, взыскание таможенных платежей, изъятие незаконно ввезенного товара – все казалось им пустячным и мелким по сравнению с арестом крохотной болонки 16 лет.

Но наша невыдуманная история имеет счастливый финал – иначе мы не решились бы вспомнить о ней в депрессивно-пандемическое время!

Есть, есть еще богатыри на земле русской! Ой, куда-то меня занесло…  Итак, попробуем еще раз. Есть, есть в рядах российской таможни  исполнители, на разумности которых держится вся служба!

Два сотрудника таможенных органов выехали для ареста Муму. В живописную деревеньку. Ну, в ту, на краю Московской области. Что именно произошло там, доподлинно неизвестно. Герасимма не расскажет. Муму — тем более. Но!.. В ответе на поручение о производстве ареста собаки было указано, что «установить ее местоположение не удалось, так как она выехала за пределы РФ для получения пенсии. Соседи показаний не дали, время возвращения неизвестно, процессуальные действия совершить невозможно!»

Начальство отерло пот с высоких умных лбов, и с явным облегчением подписало ответное письмо в таможню, возбудившую дело об АП и давшее поручение об опросе,  того же, примерно, содержания.

ЗАНАВЕС! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Странная статистика ФТС России или что-то пошло не так…

«Статистика может доказать, что угодно, даже правду»

Ноэль Мойнихан

Сразу оговоримся, что, по нашему мнению, официальная статистика ФТС России обычно формируется с целью показать руководству достигнутые положительные результаты деятельности. Наверное, это правильно и понятно любому чиновнику. Также понятно, что руководство эту статистику не анализирует. Думается, что её вообще никто не анализирует, потому что у таможенной реальности другие показатели и иное измерение. Но так, ради смеха, давайте проведем анализ статистики, представленной на сайте ФТС России:

ФТС России в 2019 году провела 2248 проверок после выпуска товаров, средняя результативность которых составила 7,7 млн. рублей. Следовательно, по их результатам доначислено 17,3 млрд. рублей. В пересчёте на 115,6 тысяч участников ВЭД, с каждого в среднем доначислено по 150 тыс. рублей. В результате проверок 97 УЭО (на конец 2019 года) доначислено 362 млн. рублей или 3,73 млн. рублей в среднем на одного УЭО.

Таким образом, эффективность проверок УЭО в 25 раз выше среднестатистических.

Следовательно, если довести количество УЭО в России до 10 тысяч (меньше, чем в ЕС) и проводить проверки только в отношении них, то в бюджет можно доначислить 37,3 млрд. рублей. Это в 2 раза больше результатов 2019 года и никаких проблем!

Из 2248 проверок в 2019 году, 1079 проведены на основании СУР, по результатам которых взыскано 2 млрд. рублей. Всего в 2019 году без участия иных государственных органов доначислено 17,3 млрд. рублей. Надеюсь, что хотя бы 70% денежных средств взыскивается. Тогда получается, что без применения СУР эффективность одной проверки 8,6 млн. рублей, а с применением 1,9 млн. рублей или в 4,5 раза ниже!

Выводы:

1. Самые главные нарушители — это УЭО;

2.  Самая эффективная СУР — ее отсутствие!

Может все-таки пора внедрить таможенный аудит (уже в любом виде) в системы таможенного контроля таможенных органов!